СДВГ или аутизм: отличия и сходства разных состояний

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ обычно сопровождается проблемами с вниманием, гиперактивностью и импульсивностью.
Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) часто сопровождается трудностями в общении, социальном взаимодействии и сенсорной чувствительностью.
Но у этих двух, на первый взгляд таких разных состояний, есть много общего — и нередко это приводит к ошибкам в диагностике. Кроме того, как выяснилось, у человека с РАС может быть также и СДВГ, что ещё больше смазывает клиническую картину.
Рассказываем по пунктам про сходство и отличия СДВГ и РАС.
Что это за диагнозы
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушения нейроразвития, которые влияют на мышление, обучение и поведение. Хотя СДВГ и аутизм — это отдельные диагнозы, у них есть некоторые общие черты, и некоторые люди живут с обоими состояниями.
СДВГ характеризуется нарушениями внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Аутизм часто влияет на коммуникацию, социальное взаимодействие и сенсорную обработку.
Различия между СДВГ и аутизмом
Вот основные характеристики СДВГ и аутизма.
СДВГ
Человек знает о социальных нормах; но при этом может испытывать трудности в их соблюдении из-за импульсивности. Обычно поддерживает зрительный контакт. Обычно имеет нормальное речевое развитие; может слишком много говорить. С трудом удерживает внимание на нелюбимых задачах; в то же время может чрезмерно концентрироваться на предпочтительных видах деятельности. Приспосабливается к изменениям и часто жаждет новых впечатлений, но может быть неорганизованным. Может чрезмерно реагировать на сенсорные ощущения (например, текстуру тканей, звуки) или требовать постоянной стимуляции. Может казаться беспокойным или суетливым. Испытывает сильные эмоции и трудности с регуляцией эмоций.
РАС, расстройство аутистического спектра (аутизм)
При РАС ребёнок и взрослый может испытывать трудности с пониманием социальных сигналов и норм. Часто избегает или не поддерживает зрительный контакт. Может иметь задержку развития речи; использовать повторяющуюся речь (эхолалию). Может проявлять сильную концентрацию внимания на определённых интересах или темах. Часто сопротивляется изменениям в распорядке дня; может расстраиваться из-за перемен. Часто имеет повышенную или пониженную чувствительность к сенсорным сигналам. Могут наблюдаться повторяющиеся движения (аутостимуляция, стиминг) или необычные позы тела. Трудности с выражением или пониманием эмоций.
Сходства СДВГ и аутизма
СДВГ и аутизм — это нарушения нейроразвития, которые влияют на развитие мозга и повседневную жизнь. Симптомы обычно проявляются в раннем детстве проявляются в поведении, обучении, общении и эмоциональной регуляции на протяжении всей жизни.
Поскольку у СДВГ и РАС есть некоторые общие черты, их может быть сложно отличить друг от друга. Это приводит к запоздалой или ошибочной диагностике, отмечают эксперты из University of Bath.
Общие характеристики СДВГ и аутизма, по данным исследования учёных из Международного Университета Флориды, включают:
Трудности с исполнительными функциями (например, планированием, организацией, управлением временем). Импульсивность. Проблемы с концентрацией внимания или сохранением сосредоточенности на задаче. Социальные трудности или проблемы. Сенсорная чувствительность (например, к звуку или текстуре). Сильные эмоциональные реакции на нежелательные виды деятельности, социальные ситуации или ощущения. Проблемы со сном.
Как диагностируют СДВГ и РАС
СДВГ
Для диагностики СДВГ у ребёнка специалист выявляют следующие характеристики:
Постоянная модель невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности, которая мешает повседневной жизни. Симптомы, которые присутствуют не менее шести месяцев. Симптомы, которые проявляются как минимум в двух местах: в детском саду/школе, в окружении друзей (контактах вне учреждений) или дома. Доказательства того, что симптомы мешают социальной, школьной или трудовой деятельности.
Симптомы СДВГ для постановки диагноза должны присутствовать у ребёнка до 12 лет, даже если диагноз был поставлен позже.
Аутизм
Не существует единого теста для диагностики расстройств аутистического спектра (РАС). Процесс обычно включает несколько этапов и с участием нескольких специалистов, таких как детские психиатры, психологи, неврологи и логопеды.
Комплексная оценка аутизма может включать:
Обследования развития во время профилактических осмотров. Инструменты и анкеты для скрининга аутизма. Углубленная оценка специалистами по вопросам развития и поведенческого здоровья. Наблюдения за социальным взаимодействием, коммуникацией и поведением в различных условиях. Интервью и отчёты родителей, учителей или опекунов.
Врачи используют определённые критерии для диагностики аутизма. Чтобы соответствовать этим критериям, у человека должны быть:
Постоянные трудности в социальном общении и взаимодействии в различных ситуациях. Повторяющееся поведение или ограниченные интересы, такие как строгий распорядок дня или сверхконцентрация на определённых темах. Симптомы, которые проявились на ранних стадиях развития, даже если они стали более очевидными позже. Симптомы, которые мешают повседневной жизни, включая учёбу, работу или отношения.
РАС — это спектр расстройств, означающий, что люди испытывают широкий спектр симптомов и степени тяжести, требующих разного уровня поддержки.
А вы знали?
Недавно учёные вывели новую классификацию аутизма, описав 4 точных типа РАС.
Почему бывает ошибочная диагностика
У многих детей, которым в конечном итоге ставят диагноз «аутизм», сначала диагностируют СДВГ. Это может отсрочить постановку диагноза на один-два года или даже дольше. Ошибочный диагноз или задержка в постановке диагноза происходят по нескольким причинам, в том числе:
Перекрывающиеся симптомы, такие как трудности с вниманием и социальным взаимодействием. Сочетание обоих состояний, маскирующее различные симптомы. Разный уровень знаний и опыта специалистов в диагностике этих состояний. Симптомы РАС, которые игнорируются или ошибочно принимаются за СДВГ. Отсутствие чёткой коммуникации между медицинским учреждением, школами и семьями.
Ошибочная или запоздалая диагностика у женщин
Диагностические критерии СДВГ и РАС были разработаны для детей и взрослых мужского пола. У девочек с СДВГ или аутизмом симптомы часто отличаются от симптомов у мальчиков.
Так, по данным исследования учёных из Университета Бристоля, девочки и женщины чаще «маскируют» или скрывают свои проблемы, что может привести к ошибочной или поздней постановке диагноза.
К отличиям и признакам РАС у девочек и женщин относятся следующие модели поведения:
Поддерживает зрительный контакт и использует социальные фразы, но испытывает трудности в установлении глубоких связей. Копирование поведения других, чтобы соответствовать ситуации. Повышенная концентрация на конкретных интересах, которые могут показаться более социально приемлемыми (например, книги, животные, знаменитости). Сильное внутреннее беспокойство или эмоциональный стресс, не заметный для окружающих. Застенчивость, молчаливость или хорошее поведение в организованной обстановке, например, в школе. Трудности с дружескими отношениями, несмотря на кажущуюся социальную активность.
СДВГ у девочек тоже имеет свои отличия — подробнее читайте в статье «СДВГ у девочек: почему его не замечают?».
Можно ли иметь одновременно СДВГ и аутизм?
Да, исследования утверждают, что сочетание СДВГ и аутизма — реальность. Более того, по первичным неофициальным оценкам, от 50% до 70% людей с РАС также имеют диагноз СДВГ (такое сочетание даже получило отдельное название — АуДВГ).
Люди с СДВГ и РАС могут испытывать больше трудностей, чем те, у кого есть только один из этих диагнозов. Например, потому что:
СДВГ часто сопровождается импульсивностью и потребностью в новизне. Аутизм связан с предпочтением рутины.
Жизнь с обоими состояниями может напоминать перетягивание каната между противоположными потребностями.
Например, люди с обоими заболеваниями могут жаждать стимуляции, но при этом чувствовать себя безопаснее в условиях предсказуемости. В результате они могут не полностью соответствовать типичным проявлениям любого из этих нарушений и чувствовать себя непонятыми или поздно получать правильный диагноз.
Подходы к лечению
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности — это не просто «исправление» поведения, а помощь в обретении уверенности, способностей и поддержки.
Подходы к лечению могут включать различные комбинации в дополнение к лекарственной поддержке:
Терапия, ориентированная на поведение, помогает выработать эмоциональную регуляцию, улучшить коммуникацию и создать привычки, поддерживающие повседневную жизнь. Цель — не изменить ребёнка, а помочь жить в мире с меньшим стрессом и большей уверенностью. Нутритивная поддержка. Пищевая избирательность часто встречается при обоих состояниях. Работа с диетологом может помочь обеспечить сбалансированное питание и сформировать здоровые пищевые привычки.
Нутритивная поддержка важна ещё и потому, что при СДВГ и РАС у детей часто проявляются дефициты витаминов и минералов — включая те, что влияют на поведение ребёнка. Коррекция питания может помочь уменьшить проявления симптомов, и это научно доказанный факт.
Факт!
Например, недавно доктор Ричарда Фрая, специалист по детскому аутизму из Медицинского центра Россиньол, выявил, что у 3/4 детей с РАС наблюдается опасно низкий уровень фолиевой кислоты (витамина B9).
А учёные из All India Institute of Medical Sciences в исследовании подтвердили, что терапия фолиевой кислотой способна облегчать симптомы аутизма у детей.
Подробнее читайте в статьях «Натуральные средства от СДВГ: от витаминов до массажа» и «Витамины и БАДы для детей с аутизмом: что советуют и может ли это помочь?».