Стили привязанности у детей и их проблемы: как регуляция мозга нарушает формирование связей

0 1

Если ваши отношения с ребёнком кажутся проблематичными, а его эмоции — практически неуправляемыми, сложно не винить себя в «плохом воспитании». Но не спешите. Эксперты говорят: вполне возможно, что причиной является его нервная система, а именно — нарушения регуляции работы мозга.

Идеальный мозг работает, как опытный дирижёр, указывая отделам мозга и функциям — кто должен быть активнее в данный момент, а кто — сыграть потише. В раннем возрасте эта работа «дирижёра» ещё только налаживается: исследования показывают, что способность к самоконтролю только начинает формироваться вместе с функциями коры примерно с 4-х лет.

Но бывает так, что и после этого возраста «главный управляющий» не справляется с регулирующими функциями. И одно из последствий, которое вы можете видеть каждый день, — как эмоциональная дисрегуляция блокирует формирование привязанности ребёнка к вам.

С этим можно справиться. Понимание стилей привязанности детей — надёжного, тревожного, избегающего, дезорганизованного — может помочь успокоить мозг, создать более глубокую связь и изменить траекторию развития ребёнка.

Что такое стили привязанности у детей и почему они важны для формирования связей и развития

Понимание стилей привязанности крайне важно при воспитании детей с нарушениями регуляции. Эти стили описывают, как ребёнок устанавливает или испытывает трудности в установлении связи с родителями.

Теория привязанности, основанная на ранних работах Джона Боулби и Мэри Эйнсворт, показывает, как эти модели влияют на эмоциональное здоровье, поведение и отношения на протяжении всей жизни.

Четыре стиля привязанности

Надёжная привязанность.

Когда родители постоянно удовлетворяют физические и эмоциональные потребности ребёнка, дети растут с осознанием, что взрослые надёжны. Они уверенно исследуют мир и возвращаются к родителям за утешением, когда это необходимо.

Тревожная (амбивалентная) привязанность.

Такой формат отношений развивается, когда уход непоследователен. Ребёнок может цепляться за родителя и чувствовать себя неуверенно, одновременно стремясь к утешению и сопротивляясь ему. Возникают страх быть покинутым и трудности с самоуспокоением.

Избегающая привязанность.

Избегающая привязанность развивается, когда эмоциональные потребности регулярно игнорируются. Ребёнок избегает близости, выглядит равнодушным во время встреч и подавляет выражение эмоций, даже если внутри сохраняется стресс.

Дезорганизованная привязанность.

Самый тяжёлый тип ненадёжной привязанности. Часто возникает из-за пугающего, непредсказуемого ухода или травмы. Ребёнок демонстрирует противоречивое поведение: тревогу, сменяющуюся избеганием, замешательством или отчуждённостью при воссоединении с родителями.

Почему эти стили важны: влияние на развитие и формирование связей

Основы эмоциональной регуляции.

Надёжная привязанность способствует здоровому развитию мозга и эмоциональной регуляции. Дети учатся доверять своему телу, чувствам и отношениям. Напротив, ненадёжная или дезорганизованная привязанность повышает риск тревожности, импульсивности и нарушения поведения.

Социальные отношения и отношения со сверстниками.

Дети с ненадёжной или дезорганизованной моделью привязанности часто испытывают трудности в отношениях со сверстниками. В раннем детстве и старше они могут проявлять социальную замкнутость, агрессию или низкий уровень социальной компетентности.

Риски для психического здоровья

Исследования учёных из Университета Калгари показывают, что неорганизованная привязанность значительно повышает риск проблем в социуме, например, с поведением, в то время как избегающая привязанность более тесно связана с проявлениями внутренних проблем, таких как тревога или депрессия.

Внутренняя рабочая модель

В раннем детстве у человека формируется ментальная модель, которая определяет его ожидания от отношений. Если в раннем возрасте забота взрослых казалась ребёнку ненадёжной или небезопасной, этот шаблон может привести к недоверию или страху в будущих отношениях. Но важно то, что эти модели гибкие и могут меняться со временем.

Как ранний уход и нарушение регуляции мозга формируют привязанность у детей

С момента рождения у детей закладывается эмоциональная связь со своими родителями/основными опекунами.

Психолог Джон Боулби назвал это «привязанностью» — устойчивое чувство безопасности, которое формируется у ребёнка, когда мир кажется ему непредсказуемым, а уровень стресса высок.

Дети инстинктивно плачут, следуют за своим родителем и цепляются за него, чтобы удержать рядом, обеспечивая защиту и комфорт. Эта надёжная основа помогает им уверенно исследовать мир.

Ощущение безопасности при надёжной привязанности:

Формируется у детей тех родителей, которые постоянно реагируют на эмоциональные и физические потребности ребёнка. Когда дети знают, что их видят, успокаивают и понимают, у них появляется доверие и они чувствуют себя в безопасности, исследуя мир самостоятельно.

Небезопасная или дезорганизованная привязанность:

Развивается, когда реакция лица, осуществляющего уход, непредсказуема, недоступна или пугает. Дети могут стать амбивалентными (прилипчивыми, но их трудно успокоить), избегающими (замкнутыми и независимыми) или дезорганизованными (растерянными и непоследовательными в поведении). Это часто происходит в детских домах, а также после стресса, травмы, болезни с госпитализацией, отсутствия заботы или хаотичной обстановки в доме.

Кроме того, такая проблема может возникать при нарушениях нейроразвития или постинфекционных состояниях, таких как синдром PANDAS.

Важно!

Нарушенная регуляция мозга усиливает проблемы с привязанностью, и так, по данным исследования учёных из Института передовых психологических исследований Гордона Ф. Дернера, возникает замкнутый круг.

Мозг ребёнка, находящегося в состоянии хронического стресса, может испытывать трудности с контролем эмоций и поведения.

Когда дети не могут справиться с сильными эмоциями, они могут отстраняться, начать вести себя неадекватно или замкнуто, из-за чего установление связи становится для них невозможным.

Как определить стиль привязанности ребёнка?

Признаками неуверенного стиля поведения являются эмоциональная отстранённость, навязчивость или замешательство.

Тревожный тип: ищет вашего внимания, но отвергает, как только получает его. Избегающий: кажется независимым и не заинтересованным в близости. Дезорганизованный: действует растерянно, испытывает страх или мечется между поиском и избеганием комфорта.

Совет: смотрите на реакцию ребёнка, когда вы с ним расстаётесь и встречаетесь снова — это наиболее показательные моменты.

Мамы могут волноваться о том, как детский сад — когда ребёнок проводит много времени вдали от семьи — может влиять на формирование привязанности к родителям. Вот что утверждают эксперты детской психологии:

Длительное пребывание вдали от лиц, осуществляющих уход, не обязательно приводит к ненадёжной привязанности.

Качество ухода и заботы имеет решающее значение: тёплые и отзывчивые воспитатели поддерживают надёжную привязанность к родителям и миру, и наоборот — непостоянные или суровые условия могут способствовать возникновению неуверенности.

Дети могут иметь надёжную привязанность даже при длительном пребывании в детском саду (например, на пятидневке), если атмосфера дома остаётся эмоционально сбалансированной, а родители — эмпатичными.

Могут ли истерики, ложь или непослушание детей быть вызваны нарушением регуляции и привязанности?

Когда ребёнок чувствует внутреннюю неуверенность, его мозг может перейти в защитный режим. Истерики, неповиновение, ложь или замкнутость могут быть вызваны травмой привязанности, а не только проверкой границ дозволенного.

Небезопасная привязанность может привести к повышенной эмоциональной реактивности — то, что мы расцениваем, как необоснованные истерики. Избегающие или неорганизованные дети могут вести себя оппозиционно, чтобы оттолкнуть родителей или воспитателей раньше, чем их «бросят» (откажут в необходимом утешении или поддержке).

Эти действия часто являются защитным инстинктом, а не преднамеренным неповиновением.

Когда эмоциональная система ребёнка перегружена, пути формирования связей перекрываются. Лимбическая система мозга (реакции «бей/беги/замри») подавляет способность устанавливать связи.

Можно ли изменить стиль привязанности у детей?

Можно — и успешные истории приёмных детей это подчёркивают. Стили привязанности гибкие, а не фиксированные. Эксперты, такие как доктор Абрамс, подчёркивают, что, хотя ранние годы важны, с помощью намерения и терапевтической поддержки можно восстановить отношения, и дети смогут перейти к более надёжным моделям привязанности.

Что советует доктор Абрамс?

Последовательный и отзывчивый уход восстанавливает доверие. Такие методы терапии, как диадическая игровая терапия, модель ABC или родительское воспитание, основанное на привязанности, могут трансформировать тип связи с ребёнком.

Советы по формированию безопасных стилей привязанности у детей: начинаем со взрослого

Первое, что необходимо сделать — постараться оценить своё состояние и при необходимости скорректировать его.

Как родительский стиль привязанности или уровень стресса влияют на привязанность ребёнка?

Ваша эмоциональная доступность формирует у ребёнка возможность чувствовать себя в безопасности и устанавливать связь с вами. Стресс, неуверенность в себе или неразрешённые травмы могут негативно влиять на вашу доступность и отзывчивость.

Материнская отзывчивость по данным исследования учёных из Sapienza University of Rome предсказывает надёжность привязанности сильнее, чем любой другой фактор.

Если вы испытываете тревогу, склонны к избегающему типу или перегружены, ваш ребёнок может копировать эту же дисрегуляцию.

Что конкретно надо делать?

Чёткие режим дня, расписание, чёткие ожидания — «каждый будний день ты идёшь в детский сад, каждый день я забираю тебя в шесть часов». Это успокаивает мозг и весь организм. Договоритесь о правилах использования гаджетов, вариантах перекуса и времени тишины. Реагируйте на эмоциональные всплески спокойствием. Практикуйте совместные способы самоуспокоения и контроля, например, упражнения на дыхание — делайте их вместе. Используйте отзеркаливание для подтверждения эмоций («Я вижу, что ты расстроен. Это нормально»). Обменивайтесь простыми фразами: «Вижу, ты расстроен. Давай посидим вместе». Проявляйте ласку и поддержку не так, как вы считаете необходимым, а на условиях ребёнка (объятия, похвала, награда), чтобы выстроить доверие. Вы можете устанавливать разумные цели, когда ребёнок получит награду, а выбирать тип поддержки доверить ему. Поощряйте невербальную поддержку: используйте игры, тихий уголок, сенсорные предметы. Не перегружайте: откажитесь от лишних занятий и кружков, особенно новых. Учёные считают, что хотя бы 30 минут один раз в неделю (это минимум) вы должны давать ребёнку «качественное время». В эти полчаса он сам выбирает, чем вы вдвоём будете заниматься — и этот подход работает! Следуйте этому бесценному и легко выполнимому совету. Проведите с родственниками инструктаж. Если семейные визиты разрушают то, что вы выстраиваете, — на время откажитесь от встреч вместе с ребёнком.

Понимание стилей привязанности у детей даёт вам дорожную карту от хаоса к установлению связи. Нарушение регуляции мозга не означает, что вы терпите неудачу, — это означает, что вам нужны новые стратегии. Наконец, не вините себя — вы читаете эту статью, а значит, вы заботитесь о ребёнке. Почувствовать себя ещё лучше вам поможет статья «А вы достаточно хорошая мама? Что выяснили эксперты».

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.