Всё дело в генах? Генетические (и не только) причины эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

0 1

Как родители, мы часто оказываемся с «эмоциональными качелями» у детей. В один момент они фонтанируют весельем, а в следующий — подавлены разочарованием или грустью. Для некоторых детей такая эмоциональная нестабильность — не просто возрастной период; она может быть признаком эмоциональной дисрегуляции.

Эмоциональная дисрегуляция связана с трудностями в управлении эмоциями и реагировании на них в соответствии с возрастом и ситуацией. Хотя периодические эмоциональные всплески — нормальное явление в детстве, постоянные и экстремальные реакции могут указывать на скрытые проблемы.

Детям, испытывающим трудности с управлением эмоциями, может быть сложно адекватно выражать свои ощущения и чувства, что приводит к фрустрации, социальным проблемам и трудностям в учёбе. Но в чём причины эмоциональной дисфункции и как она выражается? Рассказываем о роли генов и других факторов, признаках проблем и как с ними справляться.

Что такое эмоциональная дисрегуляция?

Эмоциональная дисрегуляция возникает, когда ребёнку сложно контролировать свои эмоциональные реакции. Это может проявляться в частых перепадах настроения, интенсивных эмоциональных реакциях или невозможности успокоиться самостоятельно.

Факт!

Хотя способность контролировать и регулировать свои эмоции развивается естественным образом по мере роста, у некоторых детей она может быть затруднена из-за неврологических, средовых или психологических факторов.

Дети с нарушением эмоциональной регуляции могут проявлять такие формы поведения, как чрезмерный плач, агрессия или избегание социального взаимодействия. Им может быть трудно переключаться между видами деятельности, реагировать на фрустрацию или справляться с разочарованием.

Что такое эмоциональная дисрегуляция: признаки проблем

Как выглядит эмоциональная дисрегуляция? Вот некоторые распространённые признаки:

Частые и сильные истерики. Ребёнку трудно успокоиться после эмоциональных всплесков — даже если это хорошие эмоции. Чрезмерная реакция на незначительные разочарования. Импульсивное поведение и трудности с соблюдением правил. Проблемы с социальным взаимодействием из-за повышенных эмоциональных реакций. Тревога или грусть, которые кажутся несоразмерными ситуации. Избегание опредёленных ситуаций из-за страха сильных эмоциональных реакций.

Кроме того, эмоциональная дисрегуляция может быть связана с проблемами исполнительных функций. Дети могут испытывать трудности с решением задач, отсроченным удовлетворением и эмоциональным самосознанием.

Если эти симптомы сохраняются или мешают повседневной жизни, может потребоваться профессиональная помощь.

Об одном ярком симптоме дисрегуляции читайте в статье «Из-за истерики — к врачу: когда это не просто кризис или воспитание?».

Распространённые причины нарушения эмоциональной регуляции у детей

Существует несколько возможных причин нарушения эмоциональной регуляции у детей.

Неврологические и развивающие факторы

У некоторых детей наблюдаются различия в работе мозга, которые влияют на их способность регулировать эмоции.

Такие состояния, как СДВГ и расстройства аутистического спектра (РАС), часто связаны с нарушением эмоциональной регуляции. Задержка созревания префронтальной коры, которая отвечает за контроль импульсов и принятие решений, может способствовать трудностям в регуляции эмоций.

Исследования учёных показывают, что эти симптомы могут существенно влиять на социальную и академическую жизнь ребёнка. Например, дети с СДВГ часто испытывают серьёзные нарушения эмоциональной регуляции: работа экспертов из Кембриджа в Nature Mental Health показывает, что у 51,4% детей с диагнозом СДВГ наблюдаются признаки нарушения эмоциональной регуляции.

Факт!

Учёные недавно выяснили, что префронтальная кора, которая помогает контролировать эмоции и импульсы, начинает созревать примерно в 4 года. Ждать самоконтроля от детей до этого возраста не стоит, а после четырёх лет в норме начинают появляться первые навыки.

Влияние окружающей среды

Воздействие стрессовой обстановки, семейные конфликты или непоследовательная дисциплина могут повлиять на контроль над эмоциями. Отсутствие эмоционального моделирования со стороны лиц, осуществляющих уход, может помешать детям освоить здоровые навыки регуляции. Нестабильная домашняя обстановка, частая смена опекунов или развод родителей могут способствовать возникновению эмоциональных трудностей.

Травмы и неблагоприятный детский опыт

У детей, переживших травму, насилие, пренебрежение или значительные изменения в жизни, могут возникнуть трудности с управлением своими эмоциями. Негативный детский опыт может привести к усилению стрессовых реакций, из-за чего детям становится сложнее эффективно регулировать эмоции.

Психические расстройства

Тревожность, депрессия и расстройства настроения могут способствовать нарушению эмоциональной регуляции. Такие состояния, как оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) и расстройство поведения, также могут проявляться нарушением эмоциональной регуляции. Эмоциональная дисрегуляция может также сосуществовать с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) и нарушениями сенсорной обработки.

Недавнее исследование учёных из University of Regensburg, показало, что примерно у 26-30 % детей, поступающих в психиатрические клиники, наблюдаются проблемы, связанные с нарушением эмоциональной регуляции.

Генетические и биологические факторы

Гены действительно играют роль в формировании характера и становления личности — но они не определяют её полностью. Вот какие генетические факторы могут повлиять на способность контролироваться свои эмоции у ребёнка.

Наличие в семейном анамнезе психических расстройств может повысить вероятность возникновения эмоциональной дисрегуляции у детей. Гормональный дисбаланс или нейрохимические различия могут играть роль в эмоциональной нестабильности. Дети с опредёленной генетической предрасположенностью могут быть более чувствительны к эмоциональным стимулам и испытывать трудности с саморегуляцией.

Учёные из Детской больницы Цинциннати выявили определённые генетические связи. Так, аллели полиморфизма гена 5-HTTLPR связаны с чертами, связанными с эмоциональной дисрегуляцией, такими как агрессия, аффективная реактивность и ненадежная привязанность.

Кроме того, генетические варианты, связанные с дофамином и нейрофизиологическими биомаркерами, такими как COMT Val158Met (rs460) и рецептор дофамина D2/анкириновый повтор и киназный домен, содержащий один полиморфизм, могут играть роль в эмоциональной дисрегуляции.

Эмоциональная дисрегуляция не является самостоятельным психическим расстройством, но часто является симптомом таких состояний, как СДВГ, тревожность, депрессия и расстройства настроения. Выявление и устранение первопричины крайне важны для эффективного лечения.

Советы по управлению эмоциональной дисрегуляцией у ребёнка

Для управления эмоциональной дисрегуляцией требуется комплекс стратегий, адаптированных к потребностям каждого ребёнка. Вот несколько эффективных советов:

Установите распорядок дня: последовательный ежедневный распорядок обеспечивает структуру и предсказуемость, помогая детям чувствовать себя более защищёнными. Обучайте эмоциональной осознанности: поощряйте детей определять и называть свои эмоции, используя такие инструменты, как таблицы эмоций или дневники чувств. Практикуйте методы осознанности: упражнения на осознанность, такие как глубокое дыхание или медитация, могут помочь снизить реактивность и повысить самосознание. Внедрение когнитивно-поведенческих стратегий: методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) могут помочь детям распознать негативные модели мышления и разработать более здоровые стратегии преодоления трудностей. Обратитесь к психологу или психотерапевту — они научат вас и ребёнка методам КПТ. Поощряйте физическую активность: регулярные физические упражнения помогают высвободить накопленную энергию и улучшают настроение за счет выработки эндорфинов. Модель здоровых эмоциональных реакций: родители должны сами демонстрировать эффективную регуляцию эмоций, подавая детям пример для подражания. Создайте безопасное пространство для самовыражения: выделите зону, где дети смогут свободно выражать свои эмоции, не опасаясь осуждения. Используйте положительное подкрепление: признавайте и поощряйте позитивное поведение, когда дети успешно справляются со своими эмоциями. При необходимости обратитесь за профессиональной помощью: если нарушение эмоциональной регуляции существенно влияет на повседневную жизнь ребёнка, рассмотрите возможность обращения за консультацией к специалисту для оценки состояния и поддержки. Просвещайтесь вместе: совместное изучение темы эмоциональной дисрегуляции может помочь и родителям, и детям лучше понять это состояние и разработать стратегии преодоления трудностей.

У многих детей с возрастом и накоплением жизненного опыта развиваются более развитые навыки эмоциональной регуляции. Однако некоторым детям может потребоваться постоянная поддержка, терапия или медикаментозное лечение для эффективного управления эмоциями.

Кроме того, оцените, что ест ребёнок. Некоторые питательные вещества способны влиять на работу мозга и психики. Подробнее об этом — в статье «Родителям на заметку: эти витамины влияют на поведение ребёнка».

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.